ИнформПартнеры

Автобусом к развилке доезжаем…

Увлечение дачами пришлось на конец восьмидесятых-начало девяностых годов прошлого столетия. Не было, пожалуй, такого предприятия, организации, профсоюзное руководство которых не одолевали бы просьбами заняться созданием садоводческих товариществ. Цель формулировалась по-житейски трезво: поработал - отдохнул.

И действительно, вскоре дача для многих стала надежной кормилицей. Людей с более чем скромными зарплатой и пенсией как раз это больше всего и занимает. Но чаще всего их ставит в тупик поездка туда и обратно. Вот почему наши корреспонденты получили задание: поехать на дачу. Вот что они после этого сообщили.

Каменоломни ломят по карману

Если смотреть на расписание движения пригородных поездов, то с 5.18 до 21.00 ежедневно в сторону дачных участков и обратно в распоряжении енакиевцев немало электричек. Однако, как свидетельствуют хозяева шести соток, надо еще очень постараться, чтобы на трамвае вовремя добраться к железнодорожному вокзалу или без проволочек возвратиться домой. Графики работы рельсового транспорта, особенно вечером, не совпадают. И люди, изрядно потрудившись на земле, вынуждены с поклажей до 40 минут простаивать в городе на остановке. Ждут терпеливо, так как на своих двоих немногие рискуют отправляться в путь: среди пассажиров-дачников преобладают, как известно, пенсионеры.

- Я уж так стараюсь, так стараюсь, но при больных ногах получается бег на месте. Чтобы успеть к первому поезду, выхожу затемно, в 4.40 утра, - посвящает в свою огородную эпопею Н.З.Кушниренко. - А на платформе новые испытания. Никто не смотрит, что ты с палочкой, как катком по тебе пройдутся. Но оно и понятно, в электричках всего по четыре вагона, и каждый норовит в них вскочить. А все равно, когда народ едет массово сажать картошку или рассаду, втискиваются далеко не все…

Надежда Захаровна из-за болезни теперь уже не самая заядлая огородница. Основные дорожные перипетии достаются ее мужу, Виктору Григорьевичу - старожилу садоводческого товарищества “Металлург-1″ и тоже человеку не слишком здоровому. К слову, их остановка “Виноградники” по ходу поезда - всего через десять минут, и не будь они пенсионерами, только в один конец каждому пришлось бы выкладывать по гривне с носа.

Увы, садовый бум пришелся на годы, когда накладные и транспортные расходы были ничтожно малы. А сегодня “зеленое” удовольствие для рядовой семьи сродни грабежа средь бела дня. Вот молодежь с детворой и переложила дачные хлопоты на своих стариков-льготников. Потому что, допустим, завсегдатай “Металлурга-3″, который выходит через 40 минут на “каменоломнях”, должен раскошелиться аж на 1 грн. 80 коп.! Может семья из трех человек позволить себе дружный выезд на дачу?! Конечно же, нет. В целях экономии люди зачастую платят меньшую сумму, но… в карман проводнику. Хитрость не ахти какая, однако, этот не слишком законный путь - простейший способ сберечь хоть чей-то участок от разграбления: силами одних пенсионеров урожайную программу выполнить не дано.

* * *

Вдоль трассы, ведущей из Шахтерска в Торез, в огородный сезон народ с тяпками и лопатами просто как на демонстрации - колоннами шагает. И хотя автобусов больших и “ГАЗелей”, по трассе ходит немало и подъехать к делянке - не проблема, огородники в основном предпочитают пеший ход.

Участки, конечно, не близко, но если каждый раз полтинник за дорогу выкладывать, картошка и огурец так скакнут в затратах, что их дешевле будет купить на рынке. К иным дачным участкам и транспорт-то никакой не ходит. И никто не ропщет: понимает народ, что, как в том анекдоте: “ради одного колоска трактор никто заводить не будет”! Но если есть велосипед, а к нему - здоровье, полпроблемы решено: он и самого работника везет, и тяпку с лопатой. А осенью и мешок уцелевшей картошки дотянет до погреба.

Брошенных участков в садово-огородных товариществах - тьма. Говорят, раньше всех их побросали именно те, у кого есть автомобиль. Вроде бы на нем и удобно на окраинные делянки добираться, но если посчитать затраты на бензин, то и впрямь проще на базар сбегать за любимым овощем. Новая тенденция в дачной эпопее: те, кому уж невмоготу бороться с воровскими набегами на грядки, а домик бросить жалко, засевают свои шесть соток газонной травой, разбивают клумбы.

“Кравчучку” в руки и на своих двоих

Хотя весна нынче и ранняя, но городские власти Артемовска своим решением открыли дачный сезон лишь с 1 апреля. До этого люди вынуждены были добираться на участки кто чем мог. Благо у кого они расположены в районе карьера или за самолетом - туда и троллейбус ходит. До Клещеевки и Красной горы - электричка довезет. А вот в Отрадовку, Веселую Долину, Иванград - только на своих двоих но, если у тебя есть личный транспорт, можно и на колесах добраться.

Со второго апреля во исполнение решения горсовета ОАО “Артемовское АТП 11406″ возобновило действие сразу шести дачных маршрутов. Начиная с шести часов и до 18-ти, автобусы по нескольку раз, в зависимости от пассажиропотока, курсируют из центра города к фазендам.

- Особое напряжение на маршрутах N112 (”Центр - дачи “Горняк”) и N144 (Артемовск - Николаевские сады), - говорит директор АТП Виктор Гирчак. - Уже в первые дни работы убедились, что на Николаевские сады одной машины недостаточно. Сделали спаренный рейс. Теперь автобусы четыре раза в день возят людей туда и обратно. В основном дачники удовлетворены. Вот только остались обиженными владельцы участков, которые расположены в Иванграде - туда дорога настолько разбита, что наш потрепанный транспорт там просто развалится. Отремонтируют твердое покрытие, пустим маршрут и туда.

С особым нетерпением ожидали открытия дачных маршрутов пенсионеры и другие льготные категории пассажиров, им тоже пошли на встречу. Два раза в неделю, по средам и пятницам, на маршрутах NN6, 107, 112 и 144 им предоставлено право бесплатного проезда. В остальные же дни за билет надо платить полностью. Так чтобы добраться до Отрадовки, надо заплатить 1,3 грн. Мера эта, конечно же, вынужденная. Городской бюджет на льготные перевозки на весь сезон смог выделить только 45 тысяч гривен. Значит, в остальные дни, если у кого-то возникнет необходимость полить грядки или прополоть их, придется выкладывать деньги или с “кравчучкой” наперевес топать туда на своих двоих.

Более сердобольными оказались представители администрации Часов Яра. По согласованию с АТП на летний период они организовали маршрут “Канал - Дачи”. Действует он пять дней в неделю, кроме понедельника и четверга. И в любой день льготники могут воспользоваться своим правом.

Пошли навстречу “безлошадным”

Человеку занятому, то есть работающему, даже на своем транспорте иной раз трудно вырваться на садовый участок. Разве что в выходные приходится наверстывать упущенное. А как быть тем, у кого даже велосипеда нет, а шесть соток земли, громко именуемых дачей, лежат в десятке километров от города?

Жителям Белозерского в этом плане, можно сказать, повезло: городишко небольшой, компактный, окруженный полями, потому и участки, когда давали, нарезали, считай, прямо за городом. Так что ездить туда нет надобности, пешком добраться и проще, и здоровее. Ну, а если кто из горняков получал участок от шахты, за терриконом, то и добирается он до своей земли шахтным автобусом, который ходит, как известно, практически круглые сутки по известному всем графику.

В Доброполье тоже пошли навстречу “безлошадным” пенсионерам, выделив участки на поле, которое раскинулось прямо за многоэтажками. Правда, на этих участках нельзя что-либо строить и сажать деревья, они даны во временное пользование - исключительно под огороды, но это устраивает многих именно потому, что земля - рядом.

Крупные дачные товарищества находятся на территории Анновского сельского совета, и вот туда, не имея транспорта, попасть можно только автобусом - то ли проходящим междугородным, или же специальным маршрутным, который ходит по “летнему” графику. Это значит, что конечная остановка автобуса из села переносится в район дач.

- С автопредприятием 41436 у нас заключен договор на осуществление грузо-пассажирских перевозок в районе, - сказал в разговоре с корреспондентом заместитель главы райгосадминистрации, курирующий вопросы транспорта Р.В.Приходько. - Согласно этому договору осуществляется подвоз дачников и в выходные, и в будние дни. Пока что срывов графиков не было, хотя мы понимаем, что автопарк и морально, и физически устарел, автобусы часто выходят из строя. Однако рынок есть рынок, и тут следует учитывать, что свято место пусто не бывает. Перевозчик всегда найдется, если есть спрос на его услуги. Поэтому мы и жителей района настраиваем соответственно: есть необходимость изменить график движения, маршрут и т. д., пожалуйста, обращайтесь к своему сельскому голове, а наша транспортная комиссия на основании обращения примет соответствующее решение.

Этот момент очень важен, потому что не только на дачном массиве есть дачники. Многие горожане приобрели в отдаленных селах хаты с огородами и садами, и на выходные уезжают на свои “фазенды”. Есть и такие, которые на лето полностью перебираются в село, но в город-то им ездить надо. Вот тут и приходят на помощь перевозчики -предприниматели со своим транспортом. Правда, как сделал акцент Роман Викторович, процесс этот занимает определенное время - человеку необходимо приобрести лицензию на право перевозки людей, пройти регистрацию и т. д., поэтому обращения должны быть заблаговременными. По просьбе потенциальных пассажиров уже открыто два таких “частных” маршрута - в села Грузское и Шевченко. И следует отметить, что нареканий от людей еще не поступало, да и перевозчики, приучив пассажиров к пунктуальности, не жалуются на нерентабельность.

Конечно, собранный урожай в автобусе не перевезешь, для этого надо будет нанимать соседа, имеющего автомобиль с прицепом, но добраться на дачу, чтобы тот самый урожай вырастить, можно без особых хлопот.

Плодово-ягодный маршрут действует

На фоне ощутимого падения экономики в Константиновке в течение последних десяти лет заметно оживились два садово-огородных общества - “Ягодка” и “Урожай”. И хотя дачники страдают от набегов металловоров и добровольных “помощников” по уборке урожая, по ночам обчищающих чужие огороды, участки свои люди не бросают. Более того, число владельцев фазенд в этих обществах давно уже перевалило за несколько тысяч, и урожай, обильно политый потом, а то и слезами, они здесь собирают немалый. Это и понятно - выращенные овощи-фрукты давно уже стали весомой добавкой к столу константиновцев, не по своей воле лишившихся работы и стабильных заработков.

К чести местных автомобилистов - работников пассажирского АТП 11409, они хорошо помогают горожанам-огородникам в этом деле. Председатели обществ ежегодно заключают договоры на перевозку людей, в которых четко оговаривают график и маршрут движения автобусов. За последние два-три года, как и с начала этого сезона, еще не было ни единого сбоя в работе автобусов: по ним можно сверять часы.

По словам председателя правления ОАО “АТП 11409″ Вячеслава Залевского, автобусы и впредь будут ходить исправно: для предприятия такая форма сотрудничества вполне выгодна. “Работы для нас особой в городе нет, - говорит Вячеслав Павлович, - поэтому мы рады и этой…”.

Владельцев фазенд возят. Но удовольствие это дорогое.Заведующая отделом энергетики, транспорта и связи исполкома краматорского горсовета Вера Курочка заявила сразу: “Работа транспорта по доставке людей на виноградники и садово-огородные участки у нас налажена давно и жалоб от их владельцев, а таковых у нас более 30 тысяч, еще не поступало. Ни в этом сезоне, ни за последние годы”.

Действительно, маршруты этих автобусов - сезонные, не носят характер общегородских, поэтому руководители обществ сами работают с администрацией пассажирского АТП 11410 по договорам.

Впрочем, это подтвердили в телефонных разговорах и сами председатели садово-огородных обществ - “Доменщик” (Евгений Деркач), “Полет” (Тина Голуб), им.Катеринича (Н.Т.Пилипенко) и другие. Оговорившись, однако, что огородники - люди сплошь пенсионеры, имеющие льготу, а проезд в этих маршрутах - платный. Поэтому большая часть дачников чаще всего пользуется электричкой: там эта льгота для пенсионеров еще не отменена. Однако, несмотря на явный недогруз, дачные автобусы выезжают на маршруты добросовестно по согласованному расписанию.

…А там посмотрим

Весна приходит ежегодно в строго определенное время. Но несмотря на это, каждый раз у мариупольских “дачников” возникают проблемы с поездками на свои фазенды. В основном потому, что председатели садоводческих товариществ затягивают заключение договоров с автотранспортными предприятиями. Уже сталкивались с трудностями владельцы земельных участков, расположенных в поселке Мангуш, Самариной Балке.

Заведующий отделом транспорта и связи Мариупольского горсовета Виталий Каплан сообщил, что ныне открыт сезонный маршрут 116-го автобуса на Каменские дачи. Там через каждый час курсируют два “ПАЗика”. Маловместительные “ГАЗели”, курсировавшие в направлении Талаковки, заменены “ПАЗами”. Будет заходить на все виноградники 58-й автобус, следующий в поселок Старый Крым. После заключения договоров удлинятся маршруты автобусов NN11 и 12 до Самариной Балки. А с 1 мая вводены дополнительные рейсы в Першотравневый район, что, конечно, облегчит участь и садоводов-любителей. Хочется надеяться, что не будет недоразумений с обслуживанием пенсионеров, вынужденных копаться в земле не от хорошей жизни. Ведь нет-нет, да и возникают конфликты при перевозке льготников.

Предыдущие статьи сайта
Последние статьи
© Портал Анет.Донецк.Украина
Карта сайта
Письма в редакцию - andsale@hotmail.com