ИнформПартнеры

Новогодние фантазии

В детстве мой дед Опанас рассказывал, что вечерницы - это такая хитрая штуковина, что ни у какого другого народа их нет, кроме украинцев. И собирались на них парубки и девчата не для того только, чтобы подурачиться, песен попеть, попить сливянки да варенухи и потусоваться по-молодецки. Там и мудрости житейские они постигали, узнавали у стариков и старушек, где, что, как и почему среди людей все водится.

Натанцуются, бывало, в игры наиграются, да и начнут допрашивать старших людей, что значат разные обычаи в народе да явления в природе, почему делается то-то и то-то, так-то и так-то. А знаете ли вы, с какой это стати принято не спать в новогоднюю ночь? А откуда взялся веселый и чудной обряд водить козу во время рождественских святок? А что такое колядки, веснянки? А кто такие были Дидух, Корочун, Спиридон, Полазник? Да мало ли всяких разных диковинок прошли через века и живут в нашем народе. А почему, откуда взялись? Тут, как говорил гоголевский Рудый Панько, “плачь не плачь, давай ответ”.

“Де коза ходить…”

В давние времена рождественские святки отмечались с 24 декабря по 6 января по старому стилю. И каждый день имел свой обряд. Тут и колядки, и щедровки, и встреча Нового года, и ношение вечери, и т.д. Среди них был и веселый с выдумками, песнями и приговорами обычай водить козу. Собирался гурт козоводов, один из парней наряжался в козу и шли они по домам, разыгрывая перед хозяевами своеобразный вертеп (что-то вроде кукольной мистерии), за который хозяева щедро расплачивались. И не случайно. Ведь в песнях козоводы утверждали: “Де коза ходить, там жито родить. Де коза рогом, там жито стогом”.

Смысл происходящего кроется в древнейшей легенде о происхождении жизни на земле. Когда Даждьбог и Жива по благословению Сокола-Рода породили род людской, то люди стали жаловаться, что им холодно и голодно жить на земле, да еще и в полной тьме. Тогда Сокол-Род отрядил жену Белобога богиню неба Коляду на землю родить людям солнце. Прознал об этом властитель тьмы Чернобог и послал свою жену змееволосую Мару настичь и удушить Коляду. Тяжело было беременной солнцем Коляде убегать от злой чернобоговой жены. Вот-вот та ее настигнет. Тогда Коляда решила перехитрить преследовательницу, превратившись в невзрачное, на ходу придуманное животное-козу. Мара, пробегая болотными глазами своими, и в самом деле не обратила внимания на зверюшку. А Коляда, снова обратившись в женщину, в муках больших родила Божича - Золотое Коло. И когда необыкновенно светлое порождение это стало подниматься вверх, освещая и обогревая все сущее на земле, то молодая мать с такой нежностью и любовью смотрела на него, что вокруг от ее взгляда все стало голубым. А люди, радуясь теплу и свету, от которых все пробуждалось на земле, стали воздавать хвалу Коляде. Так возникли радостные колядки. Самыми любимыми среди людей стали эти два цвета - золотое и голубое. Вот почему колядники в рождественские праздники носят изображение солнца на голубом фоне и водят с собой козу - священное животное, спасшее Коляду от злой богини тьмы Мары.

“Тож не випадково спiвають в колядках:

Глянь оком щирим, о Божий сину,

На нашу Землю, на Украiну”,

- так заканчвал свой ассказ .

Как устеречь луну

Не спать в ночь перехода от старого к Новому году считается естественным, как бы неписаным законом. Этим праздник Новогодья и знаменит. В старом, советских времен кинофильме “Карнавальная ночь” этот миг ровно в двенадцать ночи изображен особенно торжественно, со звоном бокалов и всеобщем возбуждением, как, впрочем, все и происходит в жизни. Но там бюрократ Бывалов, роль которого исполнял Игорь Ильинский, затеял в новогоднюю ночь провести лекцию о космосе, звездном небе и о том, есть ли жизнь на Марсе. Положительные герои фильма, как известно, все превратили в шутку, хорошенько подпоив лектора.

Между тем традиция бодрствовать в новогоднюю ночь имеет объяснение, уводящее нас в глубокую древность. Далекие пращуры наши искренне верили, что все органичное и неорганичное рождается, живет, растет, умирает, чувствует и разговаривает, а космос населен разными сверхприродными силами - добрыми и злыми. Но люди не могут их ни слышать, ни понимать. Поэтому все празднование обставлялось всевозможными символами. Наряжались елки, на покутье ставился новогодний Дидух - сноп, заготовленный еще от зажинок, исполнялись многие ритуалы, связанные с хозяйством, святой вечерей, молитвами. Считалось, что в это время там, в невидимом мире, шла жестокая борьба нового и старого года. Последний якобы хотел все - и доброе и злое - забрать с собой, а первый - молодой и мужающий, наоборот, отстаивал право взять с собой в будущее только все доброе, а злое оставить старому году, т.е. в прошлом. Всячески помочь ему в этом люди и считали своим святым долгом. Кто же заснет в эту ночь, тому злые силы, которые мотаются в эту ночь особо оживленно, могут наделать много неприятностей. В самый тот момент, когда Новый год вступал в свои права, люди выходили из жилищ, зажигали огни, сжигали Дидуха, провозглашали здравицы. Небо в этот миг считалось полностью открытым и у него можно просить всяких благ на будущее. Заодно надо было стеречь, чтобы черт ненароком луну не украл.

Внимательно следили люди и за тем, что происходит в природе в эту ночь, и по приметам пытались определить, каков будет весь предстоящий год. Если ночь тихая и ясная, значит, и год счастливым будет. Если иней на деревьях - будет хороший урожай. Имело значение, что хозяин или хозяйка сделают в утро нового года, кто первым придет в гости - мужчина или женщина. Добрым знаком, например, было утром вынести из дому мусор и спалить его в саду. Огонь тот якобы имел чудодейственную силу и обеспечивал добрый урожай фруктов.

Верили люди, что в день Нового года в хозяйстве поселяется доля, судьба человека и ее нельзя чем-нибудь спугнуть. Поэтому старались в первый день года не ссориться, не ругаться, ничего никому не занимать, не дарить, все делать только доброе. В одной из многочисленных колядок-щедрiвок так поется:

Хай звеличить вас Сонце святе, Осяють яснi зорi! Будьте багатi, як земля, Здоровi, як вода, Милi, як мiсяць! Славiте Його!

Золотослов

Как-то попала мне в руки необычная книга под названием “Золотослов”. В ней опубликовано ровно 500 украинских колядок, российских виноградей и подблюдных песен, белорусских волочобных песен, по крупицам собранных фольклористами, писателями и учеными-лингвистами в течение Х1Х и ХХ веков в разных местах - от Карпат до Тихого океана. Временной “возраст” этого бесценного сокровища славянских народов исчисляется многими тысячелетиями. Можно только догадываться, через какие препоны они дошли до нас, если судить хотя бы по одному только указу царя Московии Алексея Михайловича (середина ХУ11 века), где он предписывал: “…И мы указали о том учинить на Москве, и в городех, и в уездах заказ крепкой, чтоб ныне и впредь никакие люди колед и плуг и усеней не кликали, и песней бесовских не пели…А которые люди ныне и впредь учнут коледу и плуги и усени и петь скверныя песни…тем людям за такие супротивныя христианскому закону за неистовства, быти от нас в великой опале и в жестоком наказанье”.

Можем вспомнить и сравнительно недавние, но еще более жестокие гонения на народные традиции со стороны заносчивых в своей дремучей профанации большевистских лидеров, от которых досталось на орехи не только колядникам, но и самой церкви. Может, лишь сейчас до нас стало доходить, насколько важно хранить вековечные нравственные достижения предков. А в них ведь, если внимательно вникнуть, мирно, без конфликтов уживались и древнее язычество, и христианская вера, взаимообогащаясь всем добрым и светлым, что в них есть. Скажем, в колядках дохристианской поры пели:

Славен ти e, славен eси, Славне сонечко на небеси.

То позже этот рефрен в колядках звучал уже так:

Славен ти e, славен eси, Славен Господь- Бог на небеси.

Заметить можно, как в одних и тех же колядках место Даждьбога занял Господь-Христос. А остальное все содержание, подчас самое фантастическое, оставалось то же, что и тысячелетиями вызревало. Возникали и новые песни, колядки, веснянки. В них, как свидетельствуют ученые-исследователи, воплощается и история, и философия, и культура, весь дух нации, народа, его чаяния, такие как, например, выражены в колядке уже казацкой поры:

Даруй долю, даруй волю Нашiй рiднiй Украiнi…

Предыдущие статьи сайта
Последние статьи
© Портал Анет.Донецк.Украина
Карта сайта
Письма в редакцию - andsale@hotmail.com